Телефон
+7(47375) 4-74-09 общий
Адрес электронной почты:
srcn-ostrog@govvrn.ru
Безопасность детей должна оставаться главным приоритетом государства и системы образования. А мы хотим обратить внимание на то, что причиной агрессии школьников часто становится травля со стороны одноклассников.
Порой педагоги видят это явление в классах, но не знают, как на него реагировать. Делимся последовательными шагами, которые необходимо предпринять.
1. Присвоить проблему.
Травля — это проблема группы, и решать её должны все вместе: классный руководитель, психолог, остальные педагоги и сами ребята. Только тогда будет результат. Психолог может разработать стратегию действий, индивидуально поработать с детьми, но коллективная работа с классом лежит именно на классном руководителе. Мы понимаем, что учителя и без того загружены, но в случае травли в классе никто другой не сможет решить проблему.
2. Назвать явление.
Дети часто не осознают, что именно делают. Систематическая травля у них в голове называется «мы так шутим». Но шутки не имеют цели причинить кому-то боль. Дети должны услышать от взрослого: «То, что вы делаете, не невинная забава, это травля, это насилие, и это недопустимо».
3. Дать однозначную оценку травле.
Никакие причины не могут служить оправданием травли. Тот, кто травит, всегда неправ, и это не обсуждается.
4. Не обвинять детей, а обсуждать травлю как проблему группы.
Дайте понять, что вы знаете, что происходит, и обозначьте травлю как болезнь группы: «Если человек не моет руки, он может заболеть. А если группа использует грязные способы общения, она тоже может заболеть — травлей. Это плохо и вредно для всех. Давайте вместе срочно лечиться».
Такой подход позволяет зачинщикам сохранить лицо и снимает противопоставление между жертвами — насильниками — свидетелями. Все в одной лодке, проблема общая, нужно вместе решать.
5. Активизировать моральные чувства.
Результат не будет прочным, если дети просто примут к сведению формальные требования учителя. Задача — вывести их из «стайного» азарта в осознанную позицию.
Можно предложить ученикам оценить, каков их вклад в болезнь класса под названием «травля». 1 балл — это «я никогда в этом не участвую»; 2 балла — «я иногда это делаю, но потом жалею»; 3 балла — «травил, травлю и буду травить, это здорово». Пусть все одновременно покажут на пальцах, сколько баллов они поставили бы себе. Обычно «три» сам себе никто не ставит. Ни в коем случае нельзя пытаться уличить: нет, на самом деле ты травишь. Наоборот, лучше сказать: «Как здорово, что никто из вас не считает, что травить — это правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели».
6. Сформулировать позитивные правила жизни в группе.
Правила выписываются на большом листе, и за них все голосуют. Ещё лучше, чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот приём называется «заключение контракта», он хорошо работает в терапевтических группах.
7. Поддержать позитивные изменения.
Важно, чтобы взрослый, который взялся решать проблему травли, не бросал это дело. Можно сделать «счётчик травли»: сосуд, куда каждый, кто видел что-то похожее на насилие, может положить камешек. По количеству камешков педагог вместе с детьми определяет, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой, и т.д. Можно использовать и другие методы. Суть в том, чтобы группа постоянно получала интерес от авторитетного взрослого и считала борьбу с травлей своим общим делом.
8. Гармонизировать иерархию.
Если проблема травли решена, можно задуматься о том, чтобы каждый в группе имел признание в чем-то своём, был полезным и ценным в коллективе. Для этого хорошо организовывать праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование.
Больше информации о травле и борьбе с ней вы найдёте на сайте проекта травлинет.рф.